«Музак» был первым, часть 1

Мы постоянно развиваем свой продукт, чтобы подписчики пользовались толковым личным кабинетом, где легко составить плейлист. Однако до нас были те, кто впервые придумал включать музыку для бизнеса, — это было гениально и смело.

Почитайте нашу первую статью о том, как начинался аудиомаркетинг, на примере первого музыкального сервиса в мире.
Техническую основу для аудиомаркетинга придумал гений
Если изучать историю аудиомаркетинга, то окажется, что, когда о ней говорят, всегда упоминают о Джордже Оуэне Сквайере. Ведь если бы не он — музыка для бизнеса появилась бы намного позже. А так, это случилось почти в середине 20 века. Но по порядку: сначала о том, почему надо рассказать об изобретателе.

Джордж Оуэн Сквайер ушёл из армии США, где служил в звании генерал-майора. Он редактировал книги и статьи про радио и электричество, был профессором и руководил авиационной секцией Корпуса связи США. И именно Сквайер разработал техническую основу для фоновой музыки. А конкретно, он изобрёл средство, которое передавало музыку с пластинок фонографа по линиям электропередач, и зарегистрировал на него патент.
Что было дальше
В 1922 изобретатель продал лицензию крупной коммунальной фирме North American Company (позднее её расформировали из-за антимонопольного закона, поэтому теперь под названием «Северо-американская компания» трудится страховая фирма).

Вместе с этим конгломератом Джордж Сквайер основал компанию «Кабельное радио» (Wired Radio), которая снабжала частных слушателей музыкой. Согласно бизнес-модели, счета за музыку приходили в счетах за электричество. Клиенты платили за доступ к музыке и новостным аудиозаписям 1,50 доллара в месяц.

Сначала «Кабельное радио» работало только в Кливленде, штате Огайо.
Новое название и подписка для бизнеса
«Кабельное радио» переименовали в «Музак» в 1934 году.

Предыстория: её конкурент — обычное радио, бесплатное — в те времена быстро развивался, из-за чего пользователи постепенно отключались от платной подписки. Тогда Сквайер решил, что пора менять частных клиентов на коммерческие компании и поставлять музыку для бизнеса.

Поскольку бывший военный восторгался вымышленным именем «Кодак», он соединил его со словом «музыка». Так появилось название «Музак», которое стало нарицательным в Америке.

Теперь уже «Музак» продавал подписку нью-йоркским ресторанам и отелям, которых не устраивало радио, где постоянно болтали ди-джеи и звучала реклама.
«Только для клиентов»
Поскольку тогда «Музак» не пользоваться чужими музыкальными базами, а композиции всё-таки были нужны, его специалисты решили задачу рационально. А именно, с 1934 года они нанимали ансамбли, которые записывали музыку специально для сервиса. Но слушать её могли только клиенты «Музака».

Собственные права на музыку были сильным преимуществом «Музака». Кроме того, это создало исторический архив: считается, в собственности компании есть уникальные произведения. Среди записей — попури, исполненные оркестром Сэма Ланина, и хит 1918 года Hindustan, который спели сиэтлские певцы Оливер Уоллес и Гарольд Уикс.

Чтобы представить эпоху, предлагаем читателю прослушать полные версии трёх песен, из которых Ланин составил попурри:

Затем стратегию поменяли, но об этом потом.

А потом был прорыв
«Музак» начал поставлять музыку на фабрики в 1936 году.
Специалисты сервиса полагали, что фоновая музыка мотивирует рабочих и поощряет ритмичный подход к задачам. И тут оказалось, что это правда: гипотезу подтвердили исследования. Конкретно, это сделали британские промышленные психологи Стэнли Уайт и Джей Лэнгдон, а затем — учёные из Технологического института Стивенса.

Первое исследование доказало, что музыка увеличивает производительность работников, занятым монотонным трудом, и помогает им преодолеть скуку, стресс и усталость. Второе, что когда звучит функциональная музыка, сотрудники на 88 процентов реже прогуливают работу, а ещё прекращают пораньше уходить с работы — на 53 процента.

«Музак» запустил франшизу в крупных мегаполисах в 1937 году:
  • Вашингтон, округ Колумбия
  • Филадельфия
  • Бостон
  • Детройт
  • Лос-Анджелес.

Затем, в 1938 году, начались инвесторские истории, типичные для современного рынка. Сначала голливудская компания «Уорнер Бразерс» купила «Музак», чтобы выгодно перепродать его. Так она и поступила через год: аудиосервис купили три американских бизнесмена. После этого снова была продажа: в 1941 году один из инвесторов, Уильям Бентон, выкупил компанию у своих партнёров. А когда началась Вторая мировая война, Бентон решил расширить сферы и завоевать новые рынки — парикмахерские и кабинеты врачей.
Исследований, о которых идёт речь в этом разделе, нет в открытом доступе, но зато есть статья доктора Терезы Лесюк. Она исследовала музыкальные эффекты вместе со специалистами по информационным технологиям и обнаружила, что те, кто слушал приятную для них музыку, выполняли задачи быстрее и чаще придумывали новые идеи. А всё потому, что фоновое звучание улучшило настроение респондентов.
Скучная музыка — для дела
Слоган «Музак» в 1940-х годах был прекрасен: «Скучная работа становится менее скучной благодаря скучной музыке».

Однако элита критиковала фоновую музыку, называла её «бесчеловечной» и даже недостойной называться музыкой. Об этом в своей книге рассказал Джозеф Ланца — музыкальный историк. Он писал, что так реагировали из-за культурных предрассудков, а к честной музыкальной оценке это не имело никакого отношения. Ведь когда вокруг много шумов, а сложная музыка и слова в ней отвлекают, то простые по структуре композиции — надёжный вариант для бизнеса.

Нелестно о фоновой музыке отзывался и сам Владимир Набоков. Он считал её чем-то вроде мусора и говорил, что стёр бы музак (нарицательное) с лица Земли.

Но предприниматели думали иначе. А всё потому, что в отчётах писали: когда звучала музыка, объём производства увеличивался на 11 процентов. Потому к концу войны на «Музак» подписались многие крупные американские компании, например, Bell Telephone — ныне медиакомпания AT&T.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Музыку для бизнеса действительно часто создают из простых ритмов: они нужны, чтобы контролировать настроение, успокаивать или веселить клиентов и создавать бренд, а значит влиять на производительность труда и потребительские расходы.

А потом было ещё интереснее. Мы написали это специально, чтобы заинтересовать вас прочитать вторую часть.