Почему люди слушают музыку — исследование

Чтобы разобраться, почему люди слушают музыку, маркетологи «Музлаба» изучили исследование The psychological functions of music listening, опубликованное в 2013 году в журнале Frontiers in Psychology.

В первой части статьи учёные рассказали о литературе, которая охватывает психологические, музыковедческие, биологические и антропологические взгляды на музыкальные функции или на причины, по которым люди слушают музыку. Картина, полученная в результате обзора, была несколько запутанной.

В частности, некоторые учёные сосредоточились на социальных причинах, в то время как другие интересовались эмоциональными; в одних исследованиях изучали только подростков, а в других — только с пожилых людей. И поэтому, как считают авторы статьи, те исследователи пришли к разным выводам.
Этим вдохновились и составили общий список причин, а затем объединили их в анкетном исследовании учёные Томас Шефер, Петер Седлмайер, Кристин Штедтлер и Дэвид Гурон

Сначала исследователи «теоретически и эмпирически» выявили около 500 причин, по которым люди слушают музыку. После этого они объединили те, которые дублировали друг друга по смыслу. В результате получилось 129 причин, сформулированных «Я слушаю музыку, потому что…». Среди них были, например такие доводы:
— музыка — это терапия для моей души;
— это помогает мне отвлечься от повседневной рутины;
— я могу мечтать, пока слушаю музыку.

Когда исследователи проанализировали полученные данные, оказалось, что люди слушают музыку по трём основных причинам:
— чтобы регулировать возбуждение и настроение;
— быть в контакте с собой;
— выражать социальные связи.
Методика исследования
Участников попросили оценить, насколько они согласны с каждым утверждением по шкале от ноля (совсем нет) до шести (полностью согласны). Чтобы ответить на вопросы, испытуемым предложили представить любой музыкальный стиль и любую ситуацию, в которой они будут слушать композиции.

Чтобы получить неоднородную по возрасту и социально-экономическому положению выборку, исследователи распространяли листовки, рекламирующие интернет-ссылку на эксперимент в местном супермаркете электроники. Кроме этого, участников набрали через рассылки в немецких университетах, общеобразовательных школах и даже в местном хоре. В качестве стимула респонденты получили шанс выиграть планшетный компьютер.

Всего в опросе приняли участие 834 человека. Возраст респондентов — от 8 до 85 лет, 57 процентов из них — женщины.
Результаты эксперимента
Анализ выявил три главных группы, одинаковые для всех возрастных и гендерных групп.

Первая группа причина (15,2 %) — «Мысли о себе или личное отношение к музыке».

Например, музыка нужна, чтобы:
— думать о том, кто я, и что я чувствую;
— отвлечь от внешнего мира;
— забыть о реальности;
— поверить, что я лучше справляюсь со своими заботами;
— утешить, когда грустно;
— добавить смысл в жизнь.

Получается, что эти причины говорят о том, музыка помогает людям задуматься, кто они, кем бы они хотели быть и как проложить свой собственный путь.

Вторая причина (13,7 %) «Социальные связи и принадлежность к обществу».


Например, музыка нужна, чтобы:

— показать, что я принадлежу к определенной социальной группе;

— заставить почувствовать связь с друзьями;

— быть эмпатом: музыка сообщает, как думают другие люди.


Резюмируем, что причины второй группы говорят о том, что люди используют музыку, чтобы чувствовать себя ближе к друзьям, выразить свою идентичность и ценности и чтобы собрать информацию о своём окружении.

Третья группа причин (10,2 %) — «Музыка нужна, чтобы регулировать настроение и развлекаться».


Например, музыка нужна, чтобы:

— отлично провести время;

— отвлечь от дел;

— развеселить;

— расслабиться;

— взбодриться.

Чтобы проанализировать, какие группы наиболее важны, учёные усреднили оценки элементов. В результате получилось, что «Настроение и развлечения» оказалось наиболее важной группой, а за ней следуют причины, которые объединены в раздел «Мысли о себе», то есть самосознание.

Учёные думают, что эти две группы представляют наиболее веские причины, которые объясняют, почему люди слушают музыку. А вот социальное родство — относительно менее важная группа причин. Эта закономерность была неизменной для разных полов, социально-экономического происхождения и возрастных групп.

Кроме этого, авторы научной статьи считают, что сегодня люди практически не слушают музыку по социальным причинам, а вместо этого используют ее в основном для того, чтобы избавиться от скуки, поддержать приятное настроение и создать комфортное личное пространство. Возможно, это музыки отражает западный акцент на индивидуальности: самопознание и благополучие, по-видимому, более высоко ценятся, чем социальные отношения и родство.

Если рассматривать это исследование с позиции аудиомаркетинга, может оказаться, что фоновая музыка поднимает настроение слушателей, как бы работая с ними индивидуально. И именно поэтому они становятся радостнее и охотнее общаются с людьми или наоборот быстренько бегут к прилавку. В этом смысле оказывается, что в рокерском клубе не обязательно должен звучат махровый рок, ведь люди пришли за эмоциями и настроением. А если в песне поют о том, что жизнь не сложилась, то, возможно, её надо приберечь для другого бренда.


А пока — предлагаем прочитать исследование и изучить таблицы с причинами.