Выучить второй иностранный язык поможет музыка — исследование

Учёные Х. Канг и В. Уильямсон выяснили, что второй иностранный язык помогает изучать не любая музыка, а только лёгкая. И в данном случае мы говорим о музыке во время обучения, а не в холлах учебных заведений. Рассказываем, как исследователи пришли к такому выводу.

Внизу — музыкальный пример.
Об условиях эксперимента
Дело было в Лондоне.

Тридцати двум людям, выбранным для исследования, предложили выучить иностранный язык: китайский или арабский — на выбор. Шестнадцать из них изучали арабский, и шестнадцать— китайский.

В эксперименте могли участвовать только те, кто знал лишь родной язык. Это по мнению исследователей, исключало «преимущество многоязычия, когда люди быстрее изучают третий и четвёртый языки.

На неевропейских языках остановились, чтобы исключить вероятность «предыдущего воздействия». Например, чтобы исключить знакомство с выбранными языками в рамках школьной программы. Более того, учёные посчитали, что все европейские языки так или иначе связаны между собой, поэтому для эксперимента выбрали языки из других, неевропейских групп.

Учёные акцентировали внимание на том, какая музыка отвлекает от занятий, а какая помогает концентрироваться, лучше ли люди запоминают информацию, если задействована музыка, а ещё помогает ли выучить второй язык музыкальное образование.
Исследование опубликовано в 2013 году, на него ссылаются 15 статей.
Как учили язык и под какую музыку
Участники (для удобства — студенты) изучали языки две недели на дому.

Для каждой звуковой дорожки подобрали инструментальную фоновую музыку. Для обоих языков — одну и ту же: средний темп, без сложных вокальных партий и громких музыкальных инструментов.

Студентам раздали компакт-диски с упражнениями, на некоторые из носителей записали фоновую музыку.

Композитор подобрал треки, где использовались барабаны, гитара и синтезированные звуки так, чтобы музыка не отвлекала и звучала привычно.

Изменения темпа, ритма и громкости были сведены к минимуму. Каждый из треков имел свой музыкальный стиль и тему, чтобы музыкальный фон был более интересным, чем просто повторяющиеся (или схожие между собой), т. е. для разнообразия.
Что выяснили учёные
Музыка помогает выучить второй язык, особенно на первых этапах обучения. Однако эффект зависит от баланса между положительными (стимулирующими) и негативными (разрушительными) воздействиями на производительность. А вот музыкальное образование иногда мешает обучению, поскольку люди отвлекаются на музыку, чтобы проанализировать её звучание.

Как показал эксперимент, с музыкой студенты лучше запоминали и вспоминали информацию, а ещё быстрее переводили тексты. Что интересно — под музыку китайский выучить легче, чем арабский: студенты, изучавшие китайский, лучше справились с тестами. Почему — в исследовании не сказано.

Учёные отметили, что есть много неизученных фактов. Например, почему арабский показал плохие результаты и влияют ли на обучение личные музыкальные предпочтения.
Диски для изучения языков продаются и пользуются успехом — опубликованы отзывы о программе.
Какой должна быть музыка
Оказалось, что учёные были правы, когда предполагали, что выучить язык помогает только лёгкая музыка. Под ней композитор понимал музыку, лёгкую по фактуре, с простым ритмическим рисунком, негромкую и небыструю, без слов. В такой музыке нет джазовых импровизаций, а инструментов — немного, например, только солирующий и аккомпанирующий в паре с ним.

Послушаем пример из библиотеки «Музлаба.