ЧТО ТАКОЕ ТЕЛО БИЗНЕС-МУЗЫКИ

Бизнес-музыка как сложный организм: если сломалась одна система — страдают и другие.

Почему потребитель может возненавидеть вас из-за 10-секундного джингла, как взаимно влюбить в себя клиента, причём тут характер бренда — всё это анатомия бизнес-музыки.
Четыре точки опоры
Без базовой опоры плейлист не работает. Он превращается в обычный музыкальный поток, для которого не нужен специалист по аудиобрендингу, музыкальный редактор и стратег. В результате музыка из бизнес-инструмента превращается в плейлист, состоящий из вкусовых предпочтений её автора. Мы предлагаем другой путь — осознанный.

У человека четыре главные точки опоры — руки и ноги. Если сравнить музыкальную систему с анатомией человека, окажется, что у плейлиста для бизнеса есть свои столпы.
Руки — для чего подобрали музыку, её функции
Собирая плейлист, надо учитывать цели музыки. Это могут быть продажи, снижение очередей или увеличение времени, которое посетители проводят в заведении.

От целей зависит музыкальный стиль, темп, скорость и язык песни. Создать ощущение единства с покупателями — тоже функция бизнес-музыки.

Многие бренды адаптируют плейлист для каждого региона, особенно если точки продаж находятся в разных странах. Это нужно, чтобы соединить бренд с системой культурных ценностей и позиционировать товар как близкий, понятный и привычный.

Известный пример — салоны Рено: в магазинах автомобильного гиганта звучат треки на местном языке. А в бутиках Zara, чтобы подчеркнуть европейское происхождение бренда, играет только европейская музыка.
Ноги — продвижение бренда
Мы имеем дело не просто с фоновой, а бизнес-музыкой. Однообразный плейлист, без идентификаторов не выделит среди конкурентов.

Клиент не вспомнит, как назывался магазин или ресторан, даже если товары или блюда понравились. Скорее вас будут воспринимать, как обычное заведение в своей нише. Особенно это важно при типовых музыкальных подборках.

С этим помогают справится джинглы — короткие аудиологотипы. Удачные джинглы воспринимаются как песня, поэтому люди напевают их, а значит легче запоминают слова.
«Я не запоминала контакты компании, которая помогает водителям на дорогах, пока она не записала джингл с номером телефона. Когда я его пела, сразу вспоминала номер»
Татьяна
Домохозяйка
Другой способ продвигать бизнес — реклама. Её надо создать, учитывая ценности бренда и его аудиторию. Иначе этот элемент выбьется из подборки как лишнее звено и будет раздражать клиентов. Поэтому важно выдержать баланс. Например, сообщить, что в ресторанном меню появились новые блюда, сказать, чем они отличаются и кому понравятся. Сделайте так, чтобы голос диктора сочетался с музыкой.

Что ещё можно рекламировать: заведение, фирменную продукцию и сопутствующие товары. Расскажите подробнее о преимуществах, необязательно рациональных. Например, «мыло ручной работы для мягких прикосновений».

Только не перегружайте людей информацией: сделайте рекламу ненавязчивой. Для это посчитайте среднее время, которое клиент проводит в заведении. Зная его, составьте медиаплан, чтобы за один визит посетители не слушали повторяющиеся ролики.
Пятая точка
Это музыкальное программирование. Вручили ему почётный номер, потому что программировать сложно, а ещё это центр тяжести, который отвечает за баланс.

Благодаря программированию музыка звучит гармонично и не раздражает слушателя. Если беспорядочно ставить джинглы и рекламу, не учитывать сочетаемость песен — вы разорвёте плейлист.

Из-за неправильной структуры плейлиста цели и продвижение полетят вниз — останутся треки, которые воспроизводятся по порядку. А ещё процесс остановится, если не учесть первые четыре точки: без цели и продвижения вы собрали обычный, а не бизнес-плейлист.
Доказываем — треки из библиотеки «Музлаба»
Пример плейлиста с правильной структурой для ресторана восточной кухни: в основе — чилаут и дипхаус. Через каждые три трека добавляем восточную музыку, которая сочетается с основным звучанием, — нужен лишь «оттенок» этники.

Ещё используем темповую волну: скорость музыки увеличивается постепенно. Это нужно, чтобы соединить основые песни с этническими мотивами, — так плейлист звучит гармонично.
Антипример — плейлист состоит только из восточной музыки. Это перебор: булочка с изюмом не равна изюму, присыпанному мукой.
Подружить голову и сердце
Тонкая настройка звучания — когда музыка соответствует бренду и вызывает нужные для него эмоции у покупателя.

Например, вы продаёте гаджеты. В этом случае подойдёт электронная музыка, однако она бывает грустной, нейтральной или весёлой. Благодаря программированию эфира треки можно соединить так, чтобы они поддерживали бренд и сохраняли эмоциональный баланс.
Соответствовать бренду — голова
Важно, чтобы музыка, джинглы и реклама поддерживали бренд. Если вы руководите рестораном мексиканской кухни, то в фоновой музыке нужны народные акценты — латино-американская музыка.

Чтобы реклама соединялась с брендом, она не должна быть быстрой, когда едва удаётся распознать суть сказанного: не втюхивает товары, а рассказывает, чем они хороши.

Иногда надо заранее продумать мелочи. Например, предупредить администраторов о специальной рассадке посетителей, тогда рекламная фраза в мексиканском ресторане может звучать так: «Новый суп из тортильи — для горячего парня за столиком у входа».
Настроение и тема — сердце
Настроение и тематика музыки — это её сердце. Благодаря им люди влюбляются в атмосферу заведения. Вы должны решить, какие эмоции вызвать у людей, чтобы выбрать лейтмотив плейлиста.
Пример для заведения с мужским характером: гитара, движение, харизма.
Пример для романтичного бренда — привлекаем в ресторан влюблённых. Пусть они не спешат уходить.
Уши — громкость музыки
В некоторых случаях надо «говорить» громко, чтобы заглушить шум чужих голосов. В других — быть тихим. Постоянно одно — громкость должна быть одинаковой.

Так, для медицинского центра подходит тихая музыка, потому что посетители постоянно советуются со специалистами и звонят администратору. А в ночных барах наоборот: чем меньше люди слышат друга друга, тем чаще заказывают алкоголь.
Вокал и музыкальные инструменты: куда шея, туда и голова
Это соединительная часть между сердцем и головой бизнес-музыки: характеристиками бренда, настроением и темой песен.

Конкретнее — вокальные партии нужны, чтобы задавать тему и управлять мыслями слушателя. Инструментальные же треки подходят, когда надо создать настроение и управлять моторикой покупателя.

Если бренд — общительный и активный, то нужен вокал. А вот в романтическом ресторане, куда люди приходят на свидание, уместны песни, в которых поётся о любви, отношениях и позитивных надеждах.

Некоторые рестораны, хоть там и бывает много людей, относятся к маркам, которые говорят только по делу. Так они закрывают функцию бизнес-музыки: помочь людям общаться, чтобы они знали, что в этом ресторане удобно и комфортно обсуждать деловые вопросы, ходить на свидания или встречаться с друзьями.

Если речь о рекламе, то женские голоса подходят для зрелой и деткой категорий, а ещё преимущественно для дам. Так происходит, потому что звонкий и мягкий голос мы оцениваем как рекомендательный. А вот приятный уверенный мужской голос подходит для разной аудитории: он ассоциируется со стабильностью, платежеспособностью и побуждает действовать.
Выводы
  1. Тело бизнес-музыки — система с элементами маркетинга, брендинга и музыкальной редактуры.
  2. Без целей и функций музыка просто играет, а не следует целям бизнеса.
  3. Благодаря джинглам и рекламе легче запомнить бренд и монетизировать плейлист.
  4. Смотрите на музыку бренда стратегически. Напишите, как видите бренд: чем больше вы о себе знаете, тем легче создать из музыки и её элементов здоровую систему, которая помогает бизнесу зарабатывать деньги.
  5. Будьте едины.