МУЗЫКАЛЬНАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ. СЕКРЕТЫ РАДИЙЩИКОВ

Если в плейлисте порядок — подборку сделал профессионал. Он делает это, чтобы музыку слушали.

Несочетающаяся музыка раздражает слушателя. Он не может предугадать звучание и быстро уравнять эмоции с музыкальным фоном. А ещё с беспорядочной музыкой нельзя создать образ бренда: вас не поймут и не запомнят. Хуже, если станут ассоциировать с дешевизной и безвкусицей.

В музыкальных профессиях есть правило — соединять композиции только со схожим звучаниям. Но специалисты научились это правило нарушать — с помощью профессиональных приёмов.

Чтобы подобрать треки, профессионал выравнивает громкость, учитывает жанр, темп и эпоху создания. Кроме этого, подбирает схожие музыкальные инструменты и настроение мелодии.
Заботимся о слушателе — уравниваем громкость
Позвольте покупателю думать о покупках, а посетителю заведения заниматься своими делами. Клиенты не смогут постоянно подстраиваться под громкость: то говорить тише, то громче; то торопиться из-за того, что музыка бьёт по ушам, то снова расслабляться — это некомфортно. Поэтому громкость надо уравнять — вручную или с помощью профессиональных программ, РадиоБосса например.
Платье жалко
Екатерина купила новое платье, чтобы пойти в ресторан на свидание. Там играла тихая медленная музыка — в самый раз для романтической встречи. Мужчина рассказывал интересные истории, обстановка была томной и расслабляющей. Катя заказала тыквенный крем-суп. Но чуть позже резко включили громкую танцевальную песню. От неожиданности Катя испугалась и опрокинула тарелку.
Снова неловко
Пара всё-таки поженилась. Но теперь Екатерина с мужем пошли в бар, где громкая и танцевальная музыка играет каждый вечер. Сергей — её муж — эмоционально вспоминал первое свидание и делал смелые комплименты. Те самые, что не для всех ушей. В это время администратор решил, что музыка играет слишком громко, и сделал потише.
Подбираем соединительную часть
Чтобы сочетать разные жанры (и стили), используют несколько приёмов:

— подбирают песни с общим настроением и ритмом: современный поп и фанк, например;
— ставят промежуточное звено: песню, которая схожа по звучанию с обеими композициями, или джинглы и рекламу.

Песни в стиле поп можно сочетать с хаусом или фанком, если их объединяет танцевальный ритм и счастливое настроение треков.

Чтобы соединить поп и рок, добавляем средний элемент — поп-рок.

С помощью схожих инструментов можно соединить многие треки. Например, электронную музыку, если в песне-антагонисте звучат электроинструменты.

Бывает, что клиент просит соединить стили, у которых нет схожих инструментов: рок и поп-рок — с джазом. Для этого нужны промежуточные песни. Например, инструментальный рок, блюз-рок и джаз-рок: с классическими роком и джазом их роднят музыкальные инструменты — гитара или фортепиано.

Баллады любого стиля соединить проще: они часто совпадают по по темпу и настроению.

Некоторые жанры нельзя объединить с помощью промежуточных частей — в этом случае ставят рекламу и джингл:

— хаус и рок;
— хаус и кантри;
— джаз и кантри;
— поп, рок, фанк и хаус.

Кроме этого, «чистых» жанров практически и нет: музыканты постоянно ищут лучшее и новое звучания, и поэтому границы между стилями смываются.
Грусть и счастье не соседи
Многие композиторы используют своеобразные «формулы», чтобы задать настроение, когда пишут произведение. Например, в партитуре указывают, с какой экспрессией играть произведение.

Поскольку в распоряжении редакторов нет партитур для фоновой музыки, они самостоятельно определяют настроение трека. Для этого важен не только опыт, но и музыкальный слух, эмпатия.

Профессионалы заранее тегируют песни, распределяя их по настроению. Это долгая и кропотливая работа в специальных программах, которая новичку не под силу.

Специалисты задают настроение по шкале:

  1. Грусть.
  2. Меланхолия.
  3. Нейтральные чувства, спокойствие.
  4. Приподнятое настроение, радость.
  5. Счастье.

Объединить в одном плейлисте можно только три пункта, которые стоят рядом. При этом доминировать будет только один. Например, четыре трека в приподнятом настроении, один спокойный, снова четыре в приподнятом, затем — один с ощущением счастья.

Если задача — совместить все пять настроений, песни расставляют без резких переходов: 1-3-5, 5-3-1, 1-3-4.
Расставляем песни по ритму
Для темпа тоже задают параметры от 1 до 5:

  1. Медленный.
  2. Средне-медленный.
  3. Средний.
  4. Средне-быстрый.
  5. Быстрый.

Соединяя треки, редактор, как и в случае с настроением, выбирает основную скорость. Если это средне-медленный темп, то медленные песни не ставят подряд: они лишь разбавляют доминанту.

Иногда в одном треке звучит музыка с разной скоростью, поэтому специалисты ориентируются на начало и конец композиции. Так, песня может начинаться медленно, а в итоге быть ритмичной, средне-быстрой. В этом случае перед песней редактор поставит медленный трек, а после — быстрый.
Либо Битлз, либо Бритни Спирс
Песни одинакового жанра с общим темпом и настроением не всегда сочетаются. Так бывает, когда треки созданы в разную эпоху.

Когда-то музыку записывали на аналоговые носители, а это уже совсем другое звучание и приёмы звукозаписи. К примеру, популярная музыка шестидесятых из-за аранжировки и инструментов противоречит поп-музыке двухтысячных годов.

Если песни оцифровали в разное время — это тоже меняет звучание, поскольку постоянно появляются новые способы обработки. Поэтому выбирайте: либо Битлз, либо Бритни Спирс.

У радийщиков есть способ соединить песни из разных эпох — это образец часа, он же клок. Но это можно сделать, только если песни объединяет что-то кроме жанра.
Связующие джинглы и реклама
Джинглы и реклама, соединяющие песни, должны быть отдельными аудиоэлементами, которые отвлекают слушателя от музыки. Для этого вставки следуют за треками, а не накладываются поверх них.

Например, с помощью 15-секундного ролика можно соединить балладу с танцевальным треком. Если реклама длится 30 секунд — слушатель забывает даже то, что он ел накануне, поэтому между роликом можно поставить джаз и поп.

Это сложно. Если понимаете, что сами не справитесь, — звоните или пишите в «Музлаб».